ВХОД | РЕГИСТРАЦИЯ

Задача №420

Условие

420. Поясните: а) при помощи каких слов введена прямая речь в приводимых ниже предложениях; б) какую функцию выполняют авторские слова помимо того, что вводят прямую речь (содержат ли указание, при каких обстоятельствах была произнесена прямая речь, к кому была обращена, обозначают ли чувства говорящего, его внутреннее состояние, дают ли характеристику действующего лица, выражают ли отношение к нему автора и т. д.). 1. «Делайте, что хотите, — отвечал им сухо Дубровский, — я уже здесь не хозяин» (П.). 2. Хозяйка очень часто обращалась к Чичикому со словами: «Вы очень мало взяли» (Г.). 3. «Недаром на нем эта кольчуга, — подумал я, — уж он, верно, что-нибудь замышляет» (Л.). 4. «Отпусти его, — шепнул я на ухо Бирюку, — я заплачу за дерево» (Т.).    5. «Как вы долго не бы ли!» — промолвила она (Гонч.). 6. «Пропадать буду однако!» — все чаще и чаще мелькало у него в голове (Кор.). 7. Яшка-то напился да отцу и бухнул прямо в глаза: «Вор!» (М. Г.). 8. «Пошли!» — ревел чей-то восторженный голос (М. Г.). 9. Оглядев внимательно новичка с ног до головы, он буркнул: «Фамилия?» (Купр.). 10. Тысячная толпа рявкнула: «К ответу!» — с такой силой, что грачи взвились под самые тучи (А. Н. Т.). 11. «Умер! Батюшки мои!..» — побелела Марья Кирилловна (Шишк.). 12. «Так, так, вот оно что», — закивал господин (Наб.). 13. Сидя над синими чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы. Искренне рад!» (Пауст.). 14. И боец сказал: «Понятно». И еще добавил: «Есть» (Те.).

Решение





Предыдущая задача №419
419. Объясните постановку знаков препинания. Обратите внимание на место авторских слов по отношению к прямой речи. I.    1. А Балда приговаривал с укоризною: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною» (П.). 2. Отец кричит: «Пушки, гляди, палят!» (Шм.). 3. Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?» (Л.). 4. Там со мною шедший кто-то мне сказал: «Прости...» (Ахм.). II.    1. «Позвольте мне вам представить жену мою», — сказал Манилов (Г.). 2. «Дедушку знаешь, мамаша?» — матери сын говорит (Н.). 3. «Пожар! Пожар!» — раздался внизу отчаянный крик (?.) • 4. «Ветру бы теперь дунуть...» — говорит Сергей (М. Г.). III. 1. «Вот на этом месте, — сказал Ноздрев, — русаков такая гибель, что земли не видно» (Г.). 2. «Нам придется здесь ночевать, — сказал Максим Максимыч, — в такую метель через горы не переедешь» (Л.). 3. «Нет, — промолвил Ермолай, — дело не ладно: надо достать лодку» (Т.). 4. «Сейчас и не суббота, и не воскресенье, а тихая ночь, — сказал Степан Матвеевич. — А ночью и дежурным подремать положено» (Б. В.). 5. «Да, дети... — вздохнул пехотинец. — Они по-другому к жизни привязывают. Пока детей нет, ты налегке по жизни идешь. А тут уж не о себе думать надо...» (Бакл.). 6. «Чему обучаюсь? — переспросил Макар и захлопнул книжку. — Английскому языку» (Шол.). 7. «Нет, ты смотри! — поражался Андрей. — Когда они родились? Когда они все вырасти успели?» (Бакл.). Для справок. 1.    Прямая речь выделяется кавычками. Если прямая речь идет после авторских слов, то перед ней ставится двоеточие и первое слово пишется с прописной буквы; воцросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка — после них. Схемы (А — слова автора, П — прямая речь): А: «П». А: «П?» А: «П!» А: «П...» 2.    Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставится запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строчной буквы. Схемы (а — слова автора): «П», — а. «П?» —а. «П!» — а. «П...» — а. 3. Если авторские слова стоят внутри прямой речи, то знаки ставятся в зависимости от места разрыва, а именно: а)    если на месте разрыва не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы; б)    если на месте разрыва должна была стоять точка, то перед авторскими словами ставится запятая и тире, а после них — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы; в)    если на месте разрыва должен был стоять вопросительный или восклицательный знак либо многоточие, то эти знаки сохраняются перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире; после слов автора ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Схемы (п — прямая речь): «П, — а, — п». «П, — а. — П». «П? — а. — П». «П! —а. — П». «П... — а. — П».
Следующая задача №421
421. Сделайте пунктуационный разбор первого абзаца текста. Обратите внимание на знаки препинания при прямой речи. В этот мой приезд я сопутствовал Льву Николаевичу в его прогулках верхом. Лев Николаевич подходит к лошади, как опытный кавалерист, с головы, берет, правильно подобрав, повода в левую руку и, выровняв их у гривы на холке и захватив вместе с поводами пучок холки, берет правой рукой левое стремя. Несмотря на довольно подъемный рост лошади, без возвышения, без всякой помощи конюха он — в семьдесят девять лет — высоко поднимает левую ногу, глубоко просовывает ее в стремя и, сразу поднявшись, быстро перебрасывает ногу через седло. Выехали на дорогу. —    А вы не боитесь — хорошей рысью или проскакать? — осведомляется он кротко и ласково. —    Нет, — отвечаю я в восторге. — Как вам угодно» я не отстану! Мой лесной царь понесся быстро английской рысью. Транспарантным светом, под солнцем, особенно эффектно блестит золотом его борода. Царь все быстрее наддает, я за ним. А впереди, вижу, молодая береза перегнулась аркой через дорогу, в виде шлагбаума. Как же это? Он не видит? Надо остановить!.. У меня даже все внутри захолонуло... Ведь перекладина ему по грудь. Лошадь летит... Но Лев Николаевич мгновенно пригнулся к седлу и пролетел под арку. Я за ним — даже по спине слегка ерзнула береза. «Вот бесстрашный и неосторожный человек!» — подумал я. Но скоро и я привык к этим заставам. Природа богатейшая. Пожелтевшие колоссальные клены, порыжевшие дубы-великаны, и целая долина леса уходила вдаль. В эту сухую осень золото листвы, с серым серебром мелких ветвей, особенно от осин, блистало кое-где на солнце и создавало чудо. Какой художественный и новый мотив! —    А что же вы так совсем не восхищаетесь природой, — упрекает меня ласково Лев Николаевич. — Посмотрите, как здесь красиво! —    Перед такой природой молчать хочется, — отвечаю я. — Только ведь у вас в парке, кругом усадьбы, особенно с вашего балкона, еще красивее. Я даже не воображал встретить в наше время в России такие богатства природы! Этакие колоссы дубы! Мы вдвоем не могли обнять одного дуба. И ведь это тянется без конца, целый лес! Мы возвращались высокими холмами полей, то спускаясь с горы, то поднимаясь. Усадьба уже была близко, за горой. Съехав вниз, на дорогу, Лев Николаевич вдруг пустился в карьер. Тут моего Казака — имя моей лошади — удержать было невозможно. Мы проскакали восхитительно! Сколько героизма и задору в характере лошадей! Мой Казак вошел прямо в раж от скачки! Дошел до полной анархии, отверг мое почтительное положение сопровождающего несколько сзади, каким держался я всю дорогу, и обскакал лошадь моего ментора. {По И. Е. Репину) 1.    Объясните значения слов кавалерист, анархия, ментор (в случае необходимости справьтесь в словаре). 2.    Выясните роль восклицательных и вопросительных предложений для создания эмоциональной выразительности речи. 3.    Найдите в тексте обособленные члены предложения. Объясните пунктуацию.
Источник: ГДЗ Русский язык Розенталь 10-11 класс 1 класс
Добавить в избранное
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511

[c] 2022 / HelpLearn.ru - Помощь в учебе - ГДЗ портал
ПравообладателямПользовательское соглашениеПолитика конфиденциальности